Садовод - Сельский календарь прошлых веков

Новые объявления

Сельский календарь прошлых веков

 

Названия месяцев попадали в поучения лишь в том случае, если речь шла о достаточно длинном периоде времени, выпадавшем именно на этот месяц («Пришел июнь – на рыбалку плюнь»). Однако в тех случаях, когда временнАя привязка информации о приметах погоды или о сроках определенных сельскохозяйственных операций требовала высокой точности, она осуществлялась не по привычному нам способу указания формальной календарной даты (такого-то числа такого-то месяца), а по имени того святого, которого в этот день вспоминали.

Возьмем актуальный для нас июньский пример: «На Фалалея сажай огурцы». Ссылка «на Фалалея» означает указание на точное положение Земли относительно Солнца, вне зависимости от типа текущего календаря, что «старого» юлианского, где день памяти этого святого приходится на 20 мая, или – после 1918 г. – «нового» григорианского, где празднование приходится на 2 июня. «На Фалалея сажай огурцы» в переводе на современный язык означает, что, согласно народному опыту, после 2 июня по григорианскому стилю в средней России температура почвы не опускается по ночам ниже 10 оC, и высаженные огурцы будут расти не болея. Отметим, что точность любой такого рода климатической характеристики крайне зависит от эпохи ее создания, поскольку и средние зимние, и летние температуры в Восточной Европе волнообразно менялись. Так, среднегодовые температуры заметно упали в середине XVI в., в результате чего цены на пшеницу возросли в Европе (включая Россию) в несколько раз. К XVIII в. климат вновь «потеплел», и, очевидно, именно к этой эпохе относится появление тенденции высаживать огурцы в открытый грунт именно «на Фалалея», в день памяти врача­бессребреника (†283 или 284), пострадавшего в недолгое царствование римского императора Марка Аврелия Нумериана.

Связывал ли российский крестьянин с именем «Фалалей» нечто большее, чем дату посадки огурцов? – на этот вопрос можно дать разные ответы. В деревне центром, единственным центром культуры была церковь. А в церкви на утренней службе читают тексты (т. н. «каноны утрени»), где в поэтической форме разворачивается повествование о житиях святых текущего дня. Соответственно всякий, кто ходил в церковь, волей­неволей приобщался к всемирной истории, знал и о «безбожном Нумериане», и о молодом мученике-враче Фалалее Эгейском. Ежели церковь отсутствовала, или клир манкировал своими обязанностями – в частности, проповедью, в ходе которой жития святых также кратко пересказывались, – то, само собой, в сознании населения «святые имена» не обладали содержанием, исключая календарное.

Помимо дней памяти святых, точной привязкой к астрономическому календарю обладали церковные праздники с фиксированной датой празднования: Рождество Христово, Благовещение, Петров день, Успение Богородицы. Но другая часть праздников, т. н. «подвижных» (Пасха, Вознесение Господне, Троица) в сельскохозяйственных и метеорологических наблюдениях не указывалась, поскольку это было совершенно бессмысленно. Дата Пасхи определяется лунным календарем и, соответственно, и сама Пасха, и связанные с ее датой другие подвижные праздники перемещаются по календарю с размахом свыше одного месяца (Пасха, например, возможна с 4 апреля по 8 мая).

На 3 июня народный «сельхозкалендарь» рекомендовал сеять лен и коноплю (зерновые уже посеяны, огурцы высажены…). Важный то был посев 3 июня: лен и конопля были главнейшие волокнистые технические культуры, потребные для изготовления одежды (лен), веревок и грубой ткани (конопля). Вспомним, что, кроме льна и овечьей шерсти, иных источников пряжи, пригодных для ткачества, в России не было. Хлопок в России не культивировали, а из грубой козьей шерсти, как и из конопли, одежду не сотворишь. День носил название «Олёна Леносейка», – как бы по сходству слова «лён» и имени празднуемой святой – равноапостольной Елены (†327), матери императора Константина I Великого. Царица Елена известна также как «первый археолог христианской эпохи», поскольку возглавляла в Иерусалиме работы по поиску Честного Креста, определению места казни и погребения Иисуса Христа, и, как все это было сделано, св. Елена провела масштабные строительные работы по созданию Храма Гроба Господня в Иерусалиме и закладе храмов в других памятных для христиан местах Святой Земли. В житии св. царицы Елены нет никаких указаний на то, что она когда­нибудь сеяла лен, ибо по происхождению она была дочерью хозяина постоялого двора. Однако культура льна была женским делом, и, соответственно, женщины и избрали св. Елену покровительницей урожая льна, а проще сказать – покровительницей нарядной одежды. Понятна «демонстрационная молитва» при посеве льна: женщины сеяли лен, раздевшись донага, чтобы святая «Олёна», увидев их бедность и неприкрытый срам, оказала «небесное содействие» льняному урожаю. Дополнительно народная мудрость утверждала долговременный метеорологический прогноз: «на Олёну ненастье, то и осень будет ненастной».

На 19 июня известна рекомендация начать прополку зерновых и льна: «пришел Иларион – дурную траву из поля вон». Видна «народная рифма», но и с житием преподобного Илариона Нового (†845) есть смысловая перекличка. По характеру преп. Иларион был человек скромный и приятный, однако половину жизни, если не больше, он провел в тюрьмах. Византийскую церковную историю того времени иначе как «эпохой дурной травы» назвать трудно, поскольку «сверху», от начальства – то есть императоров Льва V Армянина, Феофила и патриарха­еретика Феодота, – валом валили репрессии на всех тех, кто отказывал поддерживать ересь иконоборчества и сохранял верность почитанию икон. Преп. Иларион, однако же, пережил всех своих гонителей, вышел из очередного заключения и увидел победу истины при императрице Феодоре, в царствование которой в 843 г. в Константинополе состоялся собор, полностью восстановивший иконопочитание. В память об этом событии появился праздник Торжества Православия, отмечаемый Церковью в первое воскресение Великого Поста.

Ключевыми днями прогноза урожая были 20 и 21 июня, в которые переходило «переключение» погоды с солнечной на дождливую. 20 июня: «святой Федот тепло дает – в рожь золото ведет» и то же самое в «отрицательной форме» «святой Федот на дождь поведет – к тощему наливу» (колоса). Мученик Феодот (†303) при императоре Диоклетиане попал в поле зрения властей как человек, который погребал казненных христиан, что было тяжелым преступлением против режима. Его друг и «сообщник» Полихрон попал под следствие первым, не выдержал пыток и «сдал» св. Феодота, на котором цепочка розыска и остановилась. Феодот публично исповедал себя христианином и был обезглавлен.

Желательной для земледельцев была некоторая задержка дождей, дабы успеть высушить сено. Об этом говорят суждения о дне памяти (21 июня) великомученика Феодора Стратилата (†307), христианина и начальника военного округа в г. Гераклее Понтийской (то есть на Черном море). «Федор Стратилат грозами богат: гром поутру – не к добру: мужик с сеном не уберется, сено погноит». Однако ночная влага – росы – были крайне желательны: «Стратилатовы росы – вещие: большие росы к хорошим льнам да большой конопле»; «Если на Стратилата большие росы, лето, будь хоть сухое, даст урожай хороший». Феодор Стратилат был в России исключительно известен (вспомним всех исторических или просто лично нам знакомых Федоров). Из жития великомученика Феодора отметим лишь самые яркие моменты: он публично осмеял цезаря (соправителя императора) Флавия Галерия Валерия Лициниана Лициния (в житиях попросту Ликиния), который прибыл в Гераклею с проверкой населения на верность государственной языческой идеологии. Феодор поступил самым дерзким образом: он лично расколотил собранных по случаю приезда Лициния золотых и серебряных идолов. Расплющенных идолов и их обломки Феодор раздал бедным как лом драгметаллов. Лициний распорядился пытать Феодора, а затем распял его, но Феодор, провисев ночь, утром неведомо как сошел с креста целый и невредимый. Без следов пыток и ран от гвоздей. Воскресшему Феодору отрубили голову, но Лициний его явно не забыл. Потому как шесть лет спустя, уже будучи императором (в паре со св. Константином Великим), Лициний подписал-таки Миланский эдикт о свободе совести в Римской империи (313 г.). Эдикт законодательно исключил преследования по вероисповедному признаку и позволил христианству выйти из почти 300-летнего подполья.

 

Контакты

Электронная почта: inf@uralferm.ru

Телефоны: +7 903 260 50 96
Телефоны: +7 916 567 77 49

Please publish modules in offcanvas position.